?

Log in

 
 
14 May 2011 @ 09:12 pm
Джим Джонс и религия нашего времени  
Джим Джонс и религия нашего времени
«В Италии за последние пять-шесть лет число религиозных людей уменьшилось на 50 процентов. Почему? Потому что Италия индустриализируется и классический крестьянский мир исчезает. Хотя здесь же нельзя не отметить, что религиозность, наоборот, растет в США, в самой индустриализированной стране мира. Феномены битничества, хиппи и т.п. – явления религиозного характера, хотя речь идет не только о них. Это значит, что индустриальный мир также начинает выражать свой религиозный дух: который, кажется, существенно отличается от классического. Протест, например, заменяет податливость и смирение, свобода заменяет подавление, и так далее и так далее…» (Пьер Паоло Пазолини)


13 мая исполнилось 80 лет со дня рождения Джима Джонса – одного из главных выразителей нового религиозного духа послевоенной Америки, для которого, выражаясь словами Пазолини, были свойственны протест, заменяющий податливость, и свобода, заменяющая подавление. Можно долго спорить: был ли Джим Джонс верующим или он был коммунистом, в целях пропаганды своих идей в эпоху маккартизма догадавшимся использовать религиозный язык, некриминализированный властью в отличие от языка марксизма. В конце концов, чтобы жизнь человека стала глубоко религиозным феноменом, ему совсем необязательно быть верующим. Здесь уместно вспомнить рассуждения Луначарского из написанной во Флоренции работы «Религия и социализм» или все того же Пазолини, который ссылался на Грамши, называя его одним из самых религиозных людей двадцатого века. Понятно, что эта религиозность имеет мало общего с принадлежностью к той или иной конфессии, так же далека она от идеи трансцендентного божества, служащей воспроизводству отчужденных отношений между людьми.


Несмотря на второстепенное значение связи описываемого феномена с той иной сложившейся деноминацией или церковью, отметим, что две самые интересные фигуры американского неопротестантизма вышли из пятидесятников - среди которых особое значение имели фигура харизматического лидера и моменты экзальтированного переживания личной встречи с богом. И Джим Джонс и Дэвид Берг, основатель движения «Дети Бога», были, безусловно, личности огромной харизмы. Это были настоящие воины духа, сумевшие соединить то, что многим казалось несоединимым, и достучаться до сердец огромного числа людей. Христос и Маркс объединились в проповедях Джима Джонса, бичующих расизм и социальную несправедливость. Христос и Райх достигли согласия в «письмах Мо», обращенных Дэвидом Бергом к американским outcasts и молодежи. Devil hates sex, but God loves it - утверждал Берг. Сколько смелости и поиска гармонии в истории «Народного Храма»! Сколько поэзии во flirty fishing, практикуемых «Детьми Бога»!

Конечно, желание лидера «Народного Храма» переехать в СССР выглядит очень и очень наивным. Брежневский «совок» совсем не тянул на землю обетованную. Что ж, наивность и присущая наивности красота всегда была спутницей религиозного мировосприятия! Джима Джонса давно нет с нами. Кровавое убийство в Гайане в ноябре 1978-го более 900 членов «Народного Храма» вместе с их лидером – одно из ужасных злодеяний американского империализма. Никогда не верьте потокам грязи и лжи, выливаемых пропагандистами власти капитала в сказках про «тоталитарные секты»! Ангелы, вроде Джима Джонса, знали любовь и дарили ее людям, страдающим от боли и одиночества в буржуазном обществе. «Деструктивный культ» приходит к нам из телевизора и других СМИ, являющихся важнейшей частью аппарата господства. Оставьте эти сказки Тине Канделаки и патриарху Кириллу. Мы все знаем и помним.

М.Л.



Много редких фотографий о "Народном Храме" смотреть здесь:
http://www.flickr.com/photos/peoplestemple/